Для распространения банковского трояна под названием Svpeng злоумышленники организовали целую хитрую схему, одной из ключевых составляющих которой стал популярный рекламный сервис Google AdSense.
О первых случаях заражения устройства этим трояном стало известно еще в конце лета текущего года. Инфицирование смартфонов на Android происходило в тот момент, когда пользователь открывал для просмотра сайты, использующие сервис Google AdSense для демонстрации рекламы на своих страницах. Вирус загружался на устройство в автоматическом режиме и не требовал никаких разрешительных действий со стороны пользователя. Именно этот процесс вызвал особый интерес у пользователей и экспертов, так как при обычных условиях во время попытки загрузки любого приложения через браузер на мобильное устройство веб-обозреватель должен предупредить пользователя о потенциально опасной загрузке и показать соответствующий запрос, в котором человеку предлагается выбрать: сохранять загружаемый файл на устройство или прекратить загрузку. Но пользователи мобильной версии Google Chrome таких уведомлений не получали, поэтому вредоносное ПО беспрепятственно загружалось на мобильные устройства.
Всего 2 месяца понадобилось новому трояну, чтобы заразить более 318 тысяч устройств. Жертвами зловреда становились преимущественно жители России и стран СНГ. Во время просмотра рекламы на зараженном сайте вирус загружался в виде APK-файла на карту памяти устройства. В этом файле содержалась обновленная версия зловреда Svpeng — Svpeng.q. Во время своей загрузки вирус осуществляет несколько проверок, в том числе и на установленный по умолчанию язык на устройстве. Этот факт особенно важен, так как зловред загружается только на те устройства, где используется русский язык.
Эксперты попытались выяснить, почему вредоносный файл загружается на устройство, минуя систему безопасности самого браузера Chrome. Как стало ясно впоследствии, проверка файлов в мобильной версии веб-обозревателя не осуществляется в тех случаях, когда они разбиваются на несколько фрагментов.
«Лаборатория Касперского» уже сообщила об этой проблеме в компанию Google. Американские специалисты уже принялись за исправление этой проблемы и обещают исправить все в самое ближайшее время. В Google пообещали, что патч для исправления данной уязвимости уже почти готов. Его собираются включить в следующее обновление для мобильной версии браузера. А пока пользователям следует с осторожностью относиться к демонстрации рекламы на разных сайтах. А лучше всего для предотвращения загрузки на устройство различных вирусов, использовать блокировщики рекламы, которые не только избавят от надоедливых баннеров, но и помогут защитить устройство от разных рекламных вирусов.
Отметим, что на сегодняшний день мобильная версия Chrome занимает лидирующие позиции в мире по популярности. Именно из-за этого атаки на пользователей Chrome носят настолько массовый характер.