Безусловно, с того момента, как украинские интернет-провайдеры начали блокировать самую популярную в Украине социальную сеть «ВКонтакте», ее аудитория значительно сократилась, так как до сих пор некоторые пользователи все же не могут самостоятельно обойти блокировку. Но вместе с тем аналитики обнаружили, что у соцсети резко выросла аудитория в Нидерландах, США и Германии. Объясняется это тем, что многие украинские пользователи стали посещать свои страницы во «ВКонтакте» через серверы VPN, которые как раз расположены в этих странах.
Согласно статистике Liveinternet до 16 мая, то есть до начала блокировки сайтов Mail.ru, «Яндекса», «ВКонтакте» и пр. рунетом ежедневно пользовались 1,96 пользователей из Германии, 257 тыс из Нидерландов и 1,6 млн из США. Всего через 2 дня после блокировки аудитория якобы немецких пользователей выросла до 2,83 млн человек, американских — до 2,09 млн, а нидерландских — до 1,22 млн. Что касается последней группы, то она выросла почти в 4 раза. За последние несколько дней статистика по этой социальной сети практически не менялась.
По словам основателя Liveinternet Германа Клименко, такой резкий рост аудитории «ВКонтакте» в США, Германии и Нидерландах вполне может быть вызван именно блокировкой в Украине. В этом случае на фоне падения числа украинских пользователей начало расти число тех, кто заходит в социальную сеть с помощью VPN-сервисов. Такой прирост за последнее время составил порядка 2,3 млн человек. Тем не менее можно констатировать, что рунет все же потерял большую часть своей украинской аудитории. Если до блокировки в среднем посещаемость из Украины составляла порядка 24 млн человек в сутки, то после подписания президентом указа число активных украинских пользователей уменьшилось почти в 2 раза. Общая аудитория рунета при этом не падает ниже 180 млн человек в сутки.
Напомним, что после введения блокировки некоторых российских сайтов социальные сети стали показывать своим пользователям сообщения с подробными инструкциями обхода блокировки. Первой компанией, которая разослала своим украинским пользователям такие сообщения, стала компания Mail.ru Group. За ней последовали социальные сети «Одноклассники» и «ВКонткате». А российская компания «Яндекс» пошла еще дальше. Она интегрировала в мобильную версию своего фирменного браузера бесплатный VPN, позволяющий обходить блокировку. Аналогичная функция появилась не так давно у браузера Opera, к которому за последнюю неделю резко вырос интерес со стороны украинских пользователей.