Неделю назад представители норвежской компании Opera Software сделали сенсационное заявление: они сообщили, что отказываются от разработки собственного браузерного движка Presto и переходят на использование WebKit, лежащего в основе таких популярных браузеров как Google Chrome и Apple Safari. C одной стороны, новость может заинтересовать только горячих поклонников браузера Opera, но с другой – исчезновение одного из четырех популярных браузерных движков приведет к значительному переделу всего рынка, а значит – и всей современной сети Интернет.
Напомним, что WebKit – это популярный браузерный движок, разрабатываемый по модели свободного программного обеспечения. Он ведет свое начало от движка KHTML, движка браузера Konqueror, штатного для графической среды KDE, используемой в операционных системах семейства *nix. В 1998 году корпорация Apple взяла KHTML за основу и создала WebKit. Спустя пять лет разработки, в 2003 году, Apple выпустила первую версию браузера Safari, в основе которого был движок WebKit. В 2007 году появилась мобильная версия WebKit, на основе которого был построен браузера первого iPhone, а в 2008 году была выпущена первая версия браузера Google Chrome, также на основе движка WebKit.
С тех самых пор доля движка WebKit неуклонно растет. На сегодняшний день, доля браузеров, построенных на WebKit превышает 35%, то есть, по сути, у каждого третьего пользователя установлен тот или иной браузер с данным движком. Причем ситуация выглядит совершенно по-разному на мобильных и десктопных рынках. Если на мобильном «поле» браузеры на WebKit контролируют более 90% рынка, то в сегменте настольных операционных систем их доля чуть превышает 25%.Эксперты отмечают, что успех WebKit во-многом связаны с появлением современных веб-стандартов, поддержка которых чаще всего впервые реализуется именно в этом движке. Впрочем, в этом нет ничего удивительного – многие разработчики веб-стандартов работают в одной из корпораций-гигантов – либо в Google, либо в Apple. Все чаще можно наблюдать ситуацию, когда та или иная технология сначала появляется и тестируется в WebKit, а затем появляется в виде черновика нового стандарта.
Подробнее о WebKit можно прочитать в нашей статье.
Еще восемь-десять лет назад казалось, что если какому-то из браузеров и удастся потеснить монополию Microsoft Internet Explorer 6, то это будет Mozilla Firefox. Его движок Gecko разрабатывался по модели свободного программного обеспечения, точно также как и предок WebKit – KHTML, а позднее и сам WebKit. Tо есть уже тогда Opera Software могла использовать свободный движок одного из лидеров рынка. Но тогда инженеры Opera гордились собственными разработками и не думали о том, чтобы отказаться от разработки собственного движка, считавшегося гордостью компании. Что изменилось?
Десять лет назад компания Opera Software уверенно наращивала свою долю на мобильном рынке, а также на рынке специализированных устройств, подключенных к сети Интернет, например, телевизионных и игровых приставок. У Mozilla Foundation не было мобильной версии браузера, а версия для настольных операционных систем была слишком «тяжела». Opera Software разработала облегченные версии браузера, Opera Mobile и Opera Mini, способные работать как на смартфонах, так и на телефонах с поддержкой мобильной версии Java. При этом, Opera Software получала лицензионные отчисления за каждую предустановленную на устройство копию веб-обозревателя Opera. Лицензионные отчисления позволили сделать настольную версию браузера бесплатной для пользователей.Появление смартфонов под управлением операционных систем Google Android и Apple iOS, а также снижение их стоимости привело к резкому изменению ситуации на рынке мобильных браузеров. Смартфоны и планшеты стали комплектоваться полноценными браузерами, которые построены на движке WebKit. Более того, для устройств под управлением Apple iOS производитель запрещает использование сторонних движков, так что переход на WebKit на iOS был только вопросом времени.
Еще одной проблемой стал резкий рост числа изменений в современных веб-стандартах. Во время монополии Internet Explorer веб-стандарты практически не развивались, а потому для Opera не составляло большой проблемы поддерживать их. Но теперь новые стандарты появляются практически каждый месяц, и внедрение их поддержки в движок требует гораздо больше ресурсов, которых нет у компании. Более того, разработчики браузеров реализуют поддержку еще не утвержденных стандартов, а потому, чтобы успевать за гигантами вроде Google и Apple требуется слишком много специалистов и слишком много средств, которых нет у Opera Software.
В настоящее время на рынке браузеров присутствуют сразу два свободных движка – Gecko, лежащий в основе Mozilla Firefox, и WebKit. Возникает вопрос: почему разработчики Opera выбрали один, но не другой?
В 1998 году, когда корпорация Apple задумалась о разработке собственного браузера, KHTML был выбран по ряду соображений. Код KHTML был намного чище и проще для модификации, чем код Gecko, несущий в себе наследство, оставшееся еще от Netscape. Кроме того, KHTML был более удачен с точки зрения системной архитектуры, так что его доработка была предпочтительней.
Следует отметить, что в команде разработчиков Apple Safari более половины разработчиков составляли бывшие сотрудники Mozilla Corporation. Они прекрасно знали все недостатки Gecko и решили попробовать создать новый движок, не содержащий груза прошлого.
Есть и еще одна причина, по которой Opera отказалась от Gecko. Дело в том, что развитие этого движка идет практически исключительно в рамках проекта Mozilla Foundation. Переход на Gecko превратил бы Mozilla и Opera одновременно и в союзников и в конкурентов, что вызвало бы значительное число спорных и неудобных ситуаций. В отличие от Gecko, в разработке WebKit, помимо Google и Android, принимает участие еще несколько компаний, а потому ситуация выглядит проще.
Но, как мы полагаем, главной причиной отказа от Presto и перехода на WebKit стало безоговорочное лидерство браузеров на WebKit в мобильном сегменте. Конкуренция на рынке движком мобильных браузеров сегодня практически невозможна, а сотрудничество с лидерами рынка позволит сосредоточиться на интерфейсе и занять свою нишу. Представители Opera косвенно подтверждают эту причину, решив сначала перевести мобильные версии браузера на движок WebKit. Переход на WebKit, таким образом, становится попыткой хоть как-то удержать еще оставшиеся позиции на рынке мобильных браузеров.
Уход со сцены одного из четырех браузерных движков, как минимум, приведет к облегчению труда веб-разработчиков, которым теперь придется подстраивать свой код под требования всего трех движков. Возникает вопрос: а почему бы разработчикам других мобильных движков не последовать примеру Opera и не перейти на использование WebKit? Это позволит еще сильнее облегчить труд веб-разработчиков и сократить затраты на поддержку собственного движка.
Но Microsoft и Mozilla Foundation, разработчики движков Trident и Gecko, соответственно, считают, что объединение движков – скорее зло, чем добро. По их мнению, переход на использование WebKit приведет к тому, что веб-стандарты будут подменяться желаниями и политикой разработчиков движка. Роберт О’Калахан, один из разработчиков Mozilla Foundation также поясняет, что в этом случае веб-разработчики не смогу проверить: является то или иное поведение веб-обозревателя нормой или это ошибка разработчика. Microsoft, в свою очередь напоминает, что доминирование одного браузера Internet Explorer привело к многолетнему застою и стагнации в отрасли.
Следует отметить, что помимо декларируемых причин, у Microsoft и Mozilla Foundation есть и другие причины отказываться от использования других движков. Для Microsoft переход на WebKit будет означать дальнейшее падение доли собственного браузера, которая значительно уменьшилась за последние годы, но еще достаточно велика. Нет никакого смысла давать конкурентам дополнительный козырь.
В случае же с Mozilla Foundation все еще серьезней. Весь бизнес Mozilla построен на использовании движка Gecko и отказ от него превратит компанию, по большому счету, лишь в держателя бренда. Mozilla станет зависимой от гигантов рынка и рискует потерять свою долю рынка. Пока же, как отмечают эксперты, у Mozilla Foundation хватает ресурсов для разработки собственного движка и продуктов на его основе. А вот у Opera все не так радужно.
С одной стороны, переход Opera на WebKit значительно сократит ее убытки. С другой – он же уменьшит собственную прибыль компании. Продажи лицензий на предустановку браузера могут упасть, поскольку движок WebKit используется во многих других браузерах. Пользователей и покупателей необходимо будет привлекать серьезными преимуществами в удобстве работы и интерфейсе. Но при этом нужно понимать, что самые удачные решения в кратчайшие сроки будут внедрены и в конкурирующие браузеры, а потому все преимущества будут быстро нивелированы. Компании Opera Software остается несколько вариантов для выживания. Она может жить как Mozilla, за счет установки поиска Google в качестве поисковой системы по умолчанию, может попытаться самостоятельно зарабатывать на рекламе или может найти богатого спонсора, заинтересованного в собственном браузере.
Среди возможных покупателей Opera эксперты называют Facebook, Amazon, Samsung или российского лидера поиска, компанию Yandex. У остальных возможных покупателей уже есть собственные разработки. Впрочем, у Yandex тоже есть собственный Яндекс.Браузер, так что будет иметь смысл приобретение не технологий, а бренда. Заинтересуется ли кто-нибудь из них собственным браузером – покажет время.
Уход Opera Software из разработчиков движков браузеров приведет к монополизации рынка, что достаточно неприятно. Надеемся, что возврата в середину прошлого десятилетия, когда Internet Explorer был монополией не будет. Мы будем следить за ситуацией и обязательно расскажем о ней нашим читателям.